Данный материал подготовлен при помощи сайтов http://www.redbike.ru/, http://agbike.spb.ru/. Выражаю огромную благотарность авторам этих материалов, за просвещение и обобщение
1. Наиболее часто используемые стандарты узлов современного
байка.
Рулевые стаканы (штоки вилок, рулевые колонки, выносы)
В настоящее время выделилось 4 основных стандарта (резьбовые рулевые
мы тут рассматривать не станем). Наиболее старым в исторической
ретроспективе является стандарт рулевой размером 1 дюйм.
Сейчас его можно встретить преимущественно на прогулочных велосипедах
и байках самой низшей ценовой группы.
Наиболее распространенным является размер рулевой с диаметром 1,125
(1-1/8) дюйма. Этот стандарт возник в комплексе с изобретением
вилок с алюминиевым или карбоновым безрезьбовым рулевым штоком.
Подавляющее большинство рам для шоссе, кросс-кантри, эндуро, триала
выпускаются именно с таким рулевым стаканом. Соответственно, и выбор
рулевых колонок, вилок и выносов под них просто огромен. Еще раз
повторюсь - это стандарт доминирует.
В последнее время (а именно с 2003 года) по инициативе компании
Answer/Manitou был рожден новый стандарт рулевой диаметром 1,5
дюйма. Он так и называется OnePointFive (или сокращенно OPF). Идея тут заключается в том, чтобы использовать вилки
с ходом более 130 мм и при этом выполнить вилку с одной короной.
Соответственно, в ответ на появление таких вилок производители рам
стали (сначала единично, а потом - все кому не лень) выпускать и
рамы под эту рулевую. Сейчас OPF вполне прижился и подавляющее большинство
рам для жесткого использования имеют версии с рулевыми стаканами
как на 1,125, так и на 1,5 дюйма, либо выпускаются только на 1,5,
но имеют комплект адаптеров под 1,125.
Особняком стоят рамы с рулевым стаканом размера 1,25 (1-1/4)
дюйма. Они применяются компанией Cannondale (впрочем, в 2001
году я видел байк Univega с такой же рулевой). Стандарт был придуман
для использования с вилками Cannondale Headshok и получил одноименное
название Headshok. Необходимость в таком толстом рулевом
стакане обусловлена конструктивными особенностями вилок серии Headshok
- амортизирующая система у них расположена не в ногах вилки, а как
раз внутри рулевого стакана. И для того, чтобы вместить в себя всю
начинку, стакан пришлось "раздуть" до размера 1-1/4 дюйма.
Видимо по традиции, выпуск таких рам продолжается и по сей день.
Каретки (шатуны)
Изначально соединение кареточного вала и шатунов было для всех одинаковым
- конус квадратного сечения (квадрат, ISO, JIS). Так было
в шоссе, так перешло и в байк. В 1997 году Shimano разработали новый
стандарт кареточного вала для своих топовых групп оборудования.
Новый вал был пустотелым внутри, круглый в сечении и соединялся
с шатунами шлицевым соединением. Шлиц было с каждой стороны по 8
штук, поэтому стандарт был назван Octalink. Диаметр шариков
в подшипниках такой каретки стал заметно меньше по сравнению с квадратом.
Это решение было революционным как в конструкторском плане, так
и в маркетинговом. Конструктивно - потому что узел в целом получался
более легким, а соединение с шатунами - более жестким. Продажи -
тоже не пострадали, так как патент на изготовление шатунов и систем
под Octalink сделали открытым, а право выпуска кареток под него
- оставили за собой. Соответственно, с 2000-го года, когда Octalink
стали массово применять в бюджетных группах оборудования (и соответственно
- на недорогих байках), выручка компании за этот счет возросла тысячекратно.
В свою очередь, альянс компаний FSA, RaceFace и Truvative подготовил
свой ответ Чемберлену. Им стал очередной новый стандарт, названный ISIS. Конструктивно - тот же самый окталинк, но сильно гипертрофированный.
Диаметр вала стал еще больше, размер шариков в подшипниках стал
еще меньше, шлицы стали еще крупнее и число их стало равным десяти.
ISIS разрабатывался исключительно для экстремального применения,
но через пару лет появились и сильно облегченные версии.
Начиная с 2003 года Shimano начала выпуск систем, интегрированных
с кареточным блоком в единый узел (Hollowtech II). По заявлению
производителей, такой дизайн узла получается жестче и легче чем
система и каретка аналогичного уровня традиционного вида. Изначально
данная конструкция применялась в оборудовании уровня XTR, позже
Hollowtech II перекочевал и в более низкие группы. Начиная с 2005
года аналогичные конструкции появились и в модельных рядах Truvative
и RaceFace.
Передние переключатели
Тут круг производителей не так широк, как в предыдущих двух группах,
тем не менее, в зависимости от конструктивных особенностей каждой
конкретной рамы понадобится выбрать переключатель с вполне конкретными
характеристиками. Вопросы выбора производителя и уровня переключателя
я оставлю на ваше усмотрение. Более актуальными являются три вещи
- положение хомута (верхний хомут, средний хомут или нижний хомут),
подводка троса (верхняя или нижняя) и диаметр хомута (28,6 мм, 31,8
мм или 34,9 мм). Кроме того, еще есть версии передних переключателей
с крепежом прямо на каретку (то есть хомута они не имеют в принципе).
Такая конструкция называется E-Type и требует соответствующей конфигурации
кареточного стакана на раме (она так же называется E-Type). Подобная
конструкция встречается преимущественно на двухподвесах, где в силу
мудреной конструкции рамы прикрутить переключатель с хомутом не
представляется возможным или прикручиваеть его вообще не к чему.
Крепления дисковых тормозов и роторов
Дисковый тормоз крепится на байке в двух зонах - на руле (ручка),
на вилке/раме (калипер) и на втулке (ротор). Касательно руля - тут
никакого разнообразия не наблюдается. А вот калипер и роторы - тут
не все однозначно. Калипер крепится к стандартным проушинам на пере
рамы или ноге вилки. Вариантов два - международный стандарт (international
standart или I.S.) и PostMount. Первый из них наиболее
распространен (крепежные отверстия в проушинах имеют горизонтально-поперечное
направление), второй - как правило можно увидеть на вилках Answer/Manitou.
Калиперы дисковых тормозов с креплением стандарта PostMount выпускаются
достаточно редко.
Крепление тормозного диска успело претерпеть большее количество
эволюционных ступеней: на 6 болтов (international standart или
I.S.), на 5 болтов (стандарт Hope), 4 болта (Formula)
и CenterLock (Shimano). В последнем из них диск крепится
не ко фланцу втулки болтами, а на шлицевую ступицу одним замком,
аналогичным тому, который закрепляет кассету на барабане задней
втулки. Сейчас "война стандартов" в этом сегменте улеглась
и на рынке представлены в основном втулки и роторы стандартов I.S. и CenterLock.
Рули (выносы)
Здесь все идет от диаметра центральной части руля, где последний
крепится в вынос. Чем больше диаметр центральной части руля, тем
больше жесткость, но тем выше и вес (как у руля, так и у выноса).
Сейчас в магазинах встречаются рули с диаметром центральной части 25,4мм, 26,8мм или 31,2мм. Под них в нормальном
количестве продаются и выносы разнообразных характеристик. Рули
(и выносы) на 25,4мм сейчас встречаются все реже. Им на смену пришел
размер 26,8мм. В компонентах для жесткого применения в последние
несколько лет захватывает позиции стандарт 31,2мм. Правда производители
пытаются его продвигать также и в секторе компонентов для кросс-кантри,
но пока не очень успешно, так как бороться с весом детали при таких
габаритах весьма проблематично.
Контактные педали (шипы)
Наибольшее распространение в широких массах получили контактные
педали для МТБ стандартов Shimano SPD, Time ATAC и Crank Brothers EggBeaters. Каждый из них имеет свою конструкцию
и, соответственно, свою конфигурацию шипов. В стандарте SPD как
педали, так и шипы к ним выпускаются многими производителями - тут
отметились Ritchey, WTB, Wellgo и многие другие. Педали и шипы совместимые
с Crank Bros EggBeaters выпускает только Look модели 4х4. Что же
касается выпуска продукции стандарта Time ATAC другими производителями,
то никакой информации об этом не поступало.
Пауки систем
Система - это есть узел велосипеда, состоящий из пары шатунов и
набора звезд, прикрепленных к шатунам посредством болтов, заклепок
или каким-нибудь иным методом. Как правило, звезды крепятся к правому
шатуну. И вот тут то есть обширное поле для вариаций: наиболее массовым
является выпуск систем с 4-х лапым пауком (64/104 мм) для крепления
звезд (то есть каждая звезда крепится к пауку в 4 точках). При прочих
равных условиях именно 4-х лапая система является наиболее легкой
и при этом оптимально жесткой и прочной. Впрочем, везде бывают особые
условия или нестандартные запросы потребителей - иногда райдеру
по каким то причинам удобнее использовать в системе набор из двух,
а не трех звезд. И если при этом меньшая звезда нужна размером менее
32 зубьев, то четырехлапого паука тут будет недостаточно, так как
диаметр венца такой звезды будет угрожающе близок к диаметру окружности,
проходящей через центры посадочных отверстий звезды. Следовательно,
тут нужен паук у которого диаметр окружности, проходящей через центры
посадочных отверстий большой звезды меньше 104мм. Такой размер существует
и равен 94мм. Он соответствует пятилапому пауку размера "компакт"
(58/94мм). И несмотря на то, что такие пауки тяжелее четырехлапок,
они все равно выпускаются (преимущественно небольшими сериями),
и в продаже встречаются нечасто. Также имеет место еще один стандарт
системы с пятью лапками - его принято называть "стандарт".
Здесь посадочные размеры - 74/110мм. Впрочем, эволюция продолжается,
и, следуя по пути снижения веса, компания MiddleBurn, например,
разработала и выпустила систему с трехлапым (!!!) пауком.
Иногда для увеличения жесткости системы звезды крепятся не к лапам
паука, а к специальному крепежному диску. Впрочем, расположение
отверстий под крепежные болты на нем все равно подчиняется вышеописанным
стандартам.
2. Моменты затяжек резьбовых соединений велосипедов
Чтобы велосипед служил долго, все детали и узлы должны быть
соединены должным образом. Для этого все болты, винты и гайки должны
быть затянуты с определенным усилием: не слишком слабо, во избежание
расшатывания соединения, но и не слишком сильно, во избежание обрыва
крепежа. Усилие характеризуется моментом затяжки. Для создания
необходимого момента и его контроля используются динамометрические
ключи.
Приводимые в инструкциях или литературе данные, подразумевают, что
резьба соединения чистая и, если необходимо, смазанная: чтобы быть
уверенным, что значение крутящего момента на ключе характеризуется
именно силой затяжки соединения, а не повышенным трением в резьбе. В
случаях, когда соединение невозможно затянуть с достаточным усилием,
или оно раскручивается вследствие вибрации, необходимо применение
уплотнителя резьбы (стоп-лака), например, Loctite, Würth, и др.
Моменты затяжки резьбовых соединений |
Компонент |
Момент затяжки
(Нм) |
Колеса, втулки |
Гайки крепления оси колеса к раме (вилке) |
30-45 |
Стопорное кольцо кассеты |
30-50 |
Резьбовая трещетка |
35-50 |
Контргайки конусов осей |
10-25 |
Корпус храповика типа freehub |
35-50 |
Система, педали |
Педали |
40 |
Болты шатуна (квадрат) |
35-45 |
Болты шатуна (шлицы) |
35-50 |
Крестовина шатуна |
50-70 |
Стальные болты звезд (бонки) |
8-12 |
Алюминиевые болты звезд (бонки) |
5-10 |
Каретка регулируемого типа |
70-80 |
Каретка картриджного типа |
50-70 |
Переключатели, манетки |
Крепление триггерных манеток |
5-7 |
Хомут переднего переключателя |
5-7 |
Зажим тросса в переднем переключателе |
5-7 |
Крепление заднего переключателя |
8-10 |
Зажим тросса в заднем переключателе |
4-6 |
Болты роликов заднего переключателя |
3-4 |
Тормоза и тормозные ручки |
Крепление тормозных рычагов к раме |
6-8 |
Тормозные колодки |
5-7 |
Зажим тросса |
6-8 |
Дисковые тормоза |
Тормозной диск |
2-4 (Shimano)
4 (Magura)
6 (Formula)
5 (Hayes) |
Калипер |
6-8 (Shimano)
6 (Magura)
9 (Formula)
12 (Hayes)
6,2 (Avid) |
Штуцеры гидролиний |
5-7 |
Вынос, руль, седло |
Вынос руля безрезьбового типа |
5-8 (M5)
10-14 (M6) |
Салазки седла |
25-40 |
Другое |
Задний амортизатор |
8 |
"Петух" |
8-10 |
Ориентировочные значения моментов зтяжки резьбовых соединений в зависимости от размера резьбы.
Ориентировочные моменты затяжки резьбовых соединений |
Размер резьбы |
Момент затяжки (Н*м) |
M4 |
3 |
M5 |
5 |
M6 |
10 |
M7 |
15 |
M8 |
25 |
M10 |
50 |
Формулы для перевода моментов затяжки резьб в другие единицы.
фунт*дюйм (in-lb) = фунт*фут (ft-lb) * 12
= Ньютон*метр (Nm) * 8.851 = килограм*сантиметр (kgf-cm) / 1.15.
Как перевести давление из одних единиц в другие.
Рекомендации по давлению в шине могут быть даны в фунтах на квадратный дюйм (PSI), барах (Bar) или килограммах на сантиметр2 (kg/cm2).
1 Bar ~= 1 kg/cm2 ~= 1 atm;
1 PSI ~= 1 Bar / 14;
1 Bar ~= 1 PSI * 14.