techПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ "МТБ"

ГЛАВНАЯ 2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕСТО ВСТРЕЧИ 1 ОТЧЕТЫ И ФОТО 1 АНТИ-УГОН 1 ГОСТЕВАЯ  1 НАШИ ССЫЛКИ 1

Данный материал подготовлен при помощи сайтов http://www.redbike.ru/, http://agbike.spb.ru/. Выражаю огромную благотарность авторам этих материалов, за просвещение и обобщение

1. Наиболее часто используемые стандарты узлов современного байка.

Рулевые стаканы (штоки вилок, рулевые колонки, выносы)


В настоящее время выделилось 4 основных стандарта (резьбовые рулевые мы тут рассматривать не станем). Наиболее старым в исторической ретроспективе является стандарт рулевой размером 1 дюйм. Сейчас его можно встретить преимущественно на прогулочных велосипедах и байках самой низшей ценовой группы.

Наиболее распространенным является размер рулевой с диаметром 1,125 (1-1/8) дюйма. Этот стандарт возник в комплексе с изобретением вилок с алюминиевым или карбоновым безрезьбовым рулевым штоком. Подавляющее большинство рам для шоссе, кросс-кантри, эндуро, триала выпускаются именно с таким рулевым стаканом. Соответственно, и выбор рулевых колонок, вилок и выносов под них просто огромен. Еще раз повторюсь - это стандарт доминирует.

В последнее время (а именно с 2003 года) по инициативе компании Answer/Manitou был рожден новый стандарт рулевой диаметром 1,5 дюйма. Он так и называется OnePointFive (или сокращенно OPF). Идея тут заключается в том, чтобы использовать вилки с ходом более 130 мм и при этом выполнить вилку с одной короной. Соответственно, в ответ на появление таких вилок производители рам стали (сначала единично, а потом - все кому не лень) выпускать и рамы под эту рулевую. Сейчас OPF вполне прижился и подавляющее большинство рам для жесткого использования имеют версии с рулевыми стаканами как на 1,125, так и на 1,5 дюйма, либо выпускаются только на 1,5, но имеют комплект адаптеров под 1,125.

Особняком стоят рамы с рулевым стаканом размера 1,25 (1-1/4) дюйма. Они применяются компанией Cannondale (впрочем, в 2001 году я видел байк Univega с такой же рулевой). Стандарт был придуман для использования с вилками Cannondale Headshok и получил одноименное название Headshok. Необходимость в таком толстом рулевом стакане обусловлена конструктивными особенностями вилок серии Headshok - амортизирующая система у них расположена не в ногах вилки, а как раз внутри рулевого стакана. И для того, чтобы вместить в себя всю начинку, стакан пришлось "раздуть" до размера 1-1/4 дюйма. Видимо по традиции, выпуск таких рам продолжается и по сей день.

Каретки (шатуны)

Изначально соединение кареточного вала и шатунов было для всех одинаковым - конус квадратного сечения (квадрат, ISO, JIS). Так было в шоссе, так перешло и в байк. В 1997 году Shimano разработали новый стандарт кареточного вала для своих топовых групп оборудования. Новый вал был пустотелым внутри, круглый в сечении и соединялся с шатунами шлицевым соединением. Шлиц было с каждой стороны по 8 штук, поэтому стандарт был назван Octalink. Диаметр шариков в подшипниках такой каретки стал заметно меньше по сравнению с квадратом. Это решение было революционным как в конструкторском плане, так и в маркетинговом. Конструктивно - потому что узел в целом получался более легким, а соединение с шатунами - более жестким. Продажи - тоже не пострадали, так как патент на изготовление шатунов и систем под Octalink сделали открытым, а право выпуска кареток под него - оставили за собой. Соответственно, с 2000-го года, когда Octalink стали массово применять в бюджетных группах оборудования (и соответственно - на недорогих байках), выручка компании за этот счет возросла тысячекратно. В свою очередь, альянс компаний FSA, RaceFace и Truvative подготовил свой ответ Чемберлену. Им стал очередной новый стандарт, названный ISIS. Конструктивно - тот же самый окталинк, но сильно гипертрофированный. Диаметр вала стал еще больше, размер шариков в подшипниках стал еще меньше, шлицы стали еще крупнее и число их стало равным десяти. ISIS разрабатывался исключительно для экстремального применения, но через пару лет появились и сильно облегченные версии.

Начиная с 2003 года Shimano начала выпуск систем, интегрированных с кареточным блоком в единый узел (Hollowtech II). По заявлению производителей, такой дизайн узла получается жестче и легче чем система и каретка аналогичного уровня традиционного вида. Изначально данная конструкция применялась в оборудовании уровня XTR, позже Hollowtech II перекочевал и в более низкие группы. Начиная с 2005 года аналогичные конструкции появились и в модельных рядах Truvative и RaceFace.

Передние переключатели

Тут круг производителей не так широк, как в предыдущих двух группах, тем не менее, в зависимости от конструктивных особенностей каждой конкретной рамы понадобится выбрать переключатель с вполне конкретными характеристиками. Вопросы выбора производителя и уровня переключателя я оставлю на ваше усмотрение. Более актуальными являются три вещи - положение хомута (верхний хомут, средний хомут или нижний хомут), подводка троса (верхняя или нижняя) и диаметр хомута (28,6 мм, 31,8 мм или 34,9 мм). Кроме того, еще есть версии передних переключателей с крепежом прямо на каретку (то есть хомута они не имеют в принципе). Такая конструкция называется E-Type и требует соответствующей конфигурации кареточного стакана на раме (она так же называется E-Type). Подобная конструкция встречается преимущественно на двухподвесах, где в силу мудреной конструкции рамы прикрутить переключатель с хомутом не представляется возможным или прикручиваеть его вообще не к чему.

Крепления дисковых тормозов и роторов

Дисковый тормоз крепится на байке в двух зонах - на руле (ручка), на вилке/раме (калипер) и на втулке (ротор). Касательно руля - тут никакого разнообразия не наблюдается. А вот калипер и роторы - тут не все однозначно. Калипер крепится к стандартным проушинам на пере рамы или ноге вилки. Вариантов два - международный стандарт (international standart или I.S.) и PostMount. Первый из них наиболее распространен (крепежные отверстия в проушинах имеют горизонтально-поперечное направление), второй - как правило можно увидеть на вилках Answer/Manitou. Калиперы дисковых тормозов с креплением стандарта PostMount выпускаются достаточно редко.

Крепление тормозного диска успело претерпеть большее количество эволюционных ступеней: на 6 болтов (international standart или I.S.), на 5 болтов (стандарт Hope), 4 болта (Formula) и CenterLock (Shimano). В последнем из них диск крепится не ко фланцу втулки болтами, а на шлицевую ступицу одним замком, аналогичным тому, который закрепляет кассету на барабане задней втулки. Сейчас "война стандартов" в этом сегменте улеглась и на рынке представлены в основном втулки и роторы стандартов I.S. и CenterLock.

Рули (выносы)

Здесь все идет от диаметра центральной части руля, где последний крепится в вынос. Чем больше диаметр центральной части руля, тем больше жесткость, но тем выше и вес (как у руля, так и у выноса). Сейчас в магазинах встречаются рули с диаметром центральной части 25,4мм, 26,8мм или 31,2мм. Под них в нормальном количестве продаются и выносы разнообразных характеристик. Рули (и выносы) на 25,4мм сейчас встречаются все реже. Им на смену пришел размер 26,8мм. В компонентах для жесткого применения в последние несколько лет захватывает позиции стандарт 31,2мм. Правда производители пытаются его продвигать также и в секторе компонентов для кросс-кантри, но пока не очень успешно, так как бороться с весом детали при таких габаритах весьма проблематично.

Контактные педали (шипы)

Наибольшее распространение в широких массах получили контактные педали для МТБ стандартов Shimano SPD, Time ATAC и Crank Brothers EggBeaters. Каждый из них имеет свою конструкцию и, соответственно, свою конфигурацию шипов. В стандарте SPD как педали, так и шипы к ним выпускаются многими производителями - тут отметились Ritchey, WTB, Wellgo и многие другие. Педали и шипы совместимые с Crank Bros EggBeaters выпускает только Look модели 4х4. Что же касается выпуска продукции стандарта Time ATAC другими производителями, то никакой информации об этом не поступало.

Пауки систем

Система - это есть узел велосипеда, состоящий из пары шатунов и набора звезд, прикрепленных к шатунам посредством болтов, заклепок или каким-нибудь иным методом. Как правило, звезды крепятся к правому шатуну. И вот тут то есть обширное поле для вариаций: наиболее массовым является выпуск систем с 4-х лапым пауком (64/104 мм) для крепления звезд (то есть каждая звезда крепится к пауку в 4 точках). При прочих равных условиях именно 4-х лапая система является наиболее легкой и при этом оптимально жесткой и прочной. Впрочем, везде бывают особые условия или нестандартные запросы потребителей - иногда райдеру по каким то причинам удобнее использовать в системе набор из двух, а не трех звезд. И если при этом меньшая звезда нужна размером менее 32 зубьев, то четырехлапого паука тут будет недостаточно, так как диаметр венца такой звезды будет угрожающе близок к диаметру окружности, проходящей через центры посадочных отверстий звезды. Следовательно, тут нужен паук у которого диаметр окружности, проходящей через центры посадочных отверстий большой звезды меньше 104мм. Такой размер существует и равен 94мм. Он соответствует пятилапому пауку размера "компакт" (58/94мм). И несмотря на то, что такие пауки тяжелее четырехлапок, они все равно выпускаются (преимущественно небольшими сериями), и в продаже встречаются нечасто. Также имеет место еще один стандарт системы с пятью лапками - его принято называть "стандарт". Здесь посадочные размеры - 74/110мм. Впрочем, эволюция продолжается, и, следуя по пути снижения веса, компания MiddleBurn, например, разработала и выпустила систему с трехлапым (!!!) пауком.

Иногда для увеличения жесткости системы звезды крепятся не к лапам паука, а к специальному крепежному диску. Впрочем, расположение отверстий под крепежные болты на нем все равно подчиняется вышеописанным стандартам.

2. Моменты затяжек резьбовых соединений велосипедов

Чтобы велосипед служил долго, все детали и узлы должны быть соединены должным образом. Для этого все болты, винты и гайки должны быть затянуты с определенным усилием: не слишком слабо, во избежание расшатывания соединения, но и не слишком сильно, во избежание обрыва крепежа. Усилие характеризуется моментом затяжки. Для создания необходимого момента и его контроля используются динамометрические ключи.

Приводимые в инструкциях или литературе данные, подразумевают, что резьба соединения чистая и, если необходимо, смазанная: чтобы быть уверенным, что значение крутящего момента на ключе характеризуется именно силой затяжки соединения, а не повышенным трением в резьбе. В случаях, когда соединение невозможно затянуть с достаточным усилием, или оно раскручивается вследствие вибрации, необходимо применение уплотнителя резьбы (стоп-лака), например, Loctite, Würth, и др.

Моменты затяжки резьбовых соединений
Компонент Момент затяжки
(Нм)
Колеса, втулки
Гайки крепления оси колеса к раме (вилке) 30-45
Стопорное кольцо кассеты 30-50
Резьбовая трещетка 35-50
Контргайки конусов осей 10-25
Корпус храповика типа freehub 35-50
Система, педали
Педали 40
Болты шатуна (квадрат) 35-45
Болты шатуна (шлицы) 35-50
Крестовина шатуна 50-70
Стальные болты звезд (бонки) 8-12
Алюминиевые болты звезд (бонки) 5-10
Каретка регулируемого типа 70-80
Каретка картриджного типа 50-70
Переключатели, манетки
Крепление триггерных манеток 5-7
Хомут переднего переключателя 5-7
Зажим тросса в переднем переключателе 5-7
Крепление заднего переключателя 8-10
Зажим тросса в заднем переключателе 4-6
Болты роликов заднего переключателя 3-4
Тормоза и тормозные ручки
Крепление тормозных рычагов к раме 6-8
Тормозные колодки 5-7
Зажим тросса 6-8
Дисковые тормоза
Тормозной диск 2-4 (Shimano)
4 (Magura)
6 (Formula)
5 (Hayes)
Калипер 6-8 (Shimano)
6 (Magura)
9 (Formula)
12 (Hayes)
6,2 (Avid)
Штуцеры гидролиний 5-7
Вынос, руль, седло
Вынос руля безрезьбового типа 5-8 (M5)
10-14 (M6)
Салазки седла 25-40
Другое
Задний амортизатор 8
"Петух" 8-10

Ориентировочные значения моментов зтяжки резьбовых соединений в зависимости от размера резьбы.

Ориентировочные моменты затяжки резьбовых соединений
Размер резьбы Момент затяжки (Н*м)
M4 3
M5 5
M6 10
M7 15
M8 25
M10 50

Формулы для перевода моментов затяжки резьб в другие единицы.

фунт*дюйм (in-lb) = фунт*фут (ft-lb) * 12 = Ньютон*метр (Nm) * 8.851 = килограм*сантиметр (kgf-cm) / 1.15.

 

Как перевести давление из одних единиц в другие.

Рекомендации по давлению в шине могут быть даны в фунтах на квадратный дюйм (PSI), барах (Bar) или килограммах на сантиметр2 (kg/cm2).
1 Bar ~= 1 kg/cm2 ~= 1 atm;
1 PSI ~= 1 Bar / 14;
1 Bar ~= 1 PSI * 14.

 

ГЛАВНАЯ 2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕСТО ВСТРЕЧИ 1 ОТЧЕТЫ И ФОТО 1 АНТИ-УГОН 1 ГОСТЕВАЯ  1 НАШИ ССЫЛКИ 1
Hosted by uCoz